Публичная презентация результатов педагогической деятельности педагогическому и местному сообществу учителя физической культуры МОУ "ЛСОШ№1"  Капустиной Галины Алексеевны

Открытый урок на высшую квалификационную категорию учителя русского языка  и литературы, победителя конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений РФ  в рамках ПНПО в 2007-2008 учебном году   ВОРОНКОВОЙ ОЛЬГИ  ИВАНОВНЫ.                                      20 ОКТЯБРЯ 2008 ГОДА       

 ТЕМА УРОКА: «Эстетическое значение образов прарусской культуры и литературы 19 века для современного читателя».

НАЗВАНИЕ УРОКА: «Бабушкин сундук».

ТИП УРОКА: внеклассное чтение, мастер- класс.                    

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Развитие эстетического вкуса и расширение восприятия удаленных во времени культурных форм.

2. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к традиционной культуре одежды.

3. Развитие творческих способностей, фантазии и  воображения в процессе восприятия народно – поэтических и реалистических художественных произведений.

 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Сформировать у учащихся четкое представление о специфике русского народного быта.

2. Углубить знания по литературе и о ее основных жанрах.

3. Выработать навык анализа литературного фрагмента.

4. Совершенствовать навыки устной  связной речи.

 ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

1. Плакат «Бабушкин сундук».

2. Художественно оформленный стенд с репродукциями и иллюстрациями.

3. ДВД-проигрыватель, ЖК-телевизор для показа видеофрагментов.

4. ПК для воспроизведения классической музыки.

5. Элементы русской одежды: бусы, юбки, платки, ленты (в декоративной лавке).

Элементы для ухода за волосами: старинные ножницы, зеркало, расчески (в декоративной цирюльне).

6. Книги: «Домострой», «Третьяковская галерея», «Записки охотника» И.С.Тургенева, «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Антоновские яблоки» И.А.Бунина.

                              ХОД УРОКА.

Два ученика:  Ой, полным полна коробушка:

                         Есть в ней ситец и парча!

                         Пожалей, душа–зазнобушка,

                         Молодецкого плеча.

Учитель:       Ложатся ковром желтые листья. Тянутся к югу караваны птиц. Древнее название октября - ЖЕЛТЕНЬ, другое - ЗЕРНИЧ. Крестьянки в это время принимались за рукоделие, а вышитые полотенца, тканые ленты, пояса складывали в большие сундуки. Вечером при свете лучины сумеречничали. Садились вокруг стола, сказывали сказки, песни пели. До сих пор ребятишки любят слушать бабушкины истории, а представить их героев, облик, одежду нам поможет заветный сундук. Это бабушкина тайна, ее молодость, традиции, русские обычаи, история.

Итак, заглянем в прошлое...

Ученица:

Сказка – ложь. Это всем известно.

 Повторять это неинтересно.

 А что если в дверь постучатся?                    

Или кто-то мелькнет в окне…

Шутки ль старого домового?

Может, правду расскажут снова

Вещи теплые и живые

В старом бабушкином сундуке?

Учитель: заглянем в интереснейший памятник древнерусской литературы «Домострой». Что же читаем? «Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь: купит холстов, и убрусы, и рубашку. И все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб: и платье, и уборы, и мониста, добавляя всегда понемножку. Дочь растет, а приданое все прибывает.

Давайте посмотрим отрывок из сказки «Аленький цветочек», в котором благоразумный отец выполняет пожелания дочерей. Присмотритесь внимательнее к тому, как одеты литературные герои.

«Домострой» продолжает: «Хорошая жена и полотен, и тканей наготовит на все, что нужно: то окрашено на кафтаны, на сарафаны, на терлики. А рубашки нарядные, мужские и женские,- все то самой кроить, а обрезки, камчатные и тафтяные, дорогие и дешевые, - все было бы прибрано, разобрано и припрятано».

А теперь пройдем в лавку, где нам представят русские наряды.

УЧЕНИЦА:   В старину девушки и молодые женщины простого сословия носили длинные красные и алые сарафаны. Были они без рукавов, с проймами на плечах и с пояском. На такой наряд шло не менее пяти метров льняной или ситцевой ткани. Сарафан появился на Руси в конце 15 века, после того как князь Иван  Третий взял в жены византийскую принцессу Софью Палеолог. Для посещения церкви специально для невесты и придумали одежду , похожую на рясу священника.

УЧЕНИЦА:  А я предложу вам рубаху-одежду, сшитую из прямоугольных кусков ткани. Единственным вырезанным лоскутиком была горловина, к ней прикреплялась серебряная пуговка. Чтобы к телу человека не могла подобраться нечистая сила, защищали вышивками-оберегами те места, где ткань разомкнута: подол, низ рукава, плечи, вырез на груди. Оберег вышивали красной нитью - цвет крови, огня и солнца. Под мышкой нашивали красные или синие ластовицы.

УЧЕНИК:  Рубаху подпоясывали поясом, чтобы к телу прилегала да душу охраняла. Снимали пояс только на ночь да в бане. Есть такое выражение: распоясался - значит, открыл себя всему дурному. Были пояса шелковые, плетенные золотом и серебром, бархатные и кожаные, с жемчугом, каменьями,  застежками. Сохранилось также название «кушак» - опояска, широкое полотнище ткани для обвязки человека по талии в верхней одежде. Кушаки складывались  в несколько раз, были они шерстяные, шелковые, завязывались спереди.

УЧЕНИЦА: Часто женщина поверх рубахи надевала юбку-поневу, состоящую из трех кусков ткани: полотнище сзади, два по бокам, а впереди запахнута и прикрыта запоном - передником. Понева делалась такой длины, чтобы видна была вышивка подола рубахи. В шерстяную ткань юбки вплетали растительные волокна, например, крапиву. Материал брали в клетку. Поверх юбки красовался запон - прямоугольный кусок льняной материи с петельками на концах, куда вдевались ленточки. У девушки на переднике были знаки чистого поля: ромбы, квадраты, круги, цветы. У замужних видели знаки засеянного поля, а также коней, птиц.

УЧЕНИК: У наших предков не было недостатка в полотне для изготовления одежды: парча – шелковая ткань с нитями золота и серебра; тафта – гладкий, прозрачный, воздушный материал; сафьян – хорошо выделанная мягкая телячья кожа, однако простой народ предпочитал сапогам лапти.  Плели их из липового лыка, мочалы, реже из коры ивы, березы, тонких корней, соломы и даже из конских грив и хвостов. Лапти обуваются на портянки – онучи и подвязываются веревочкой или ремнем крест – накрест под коленями. Русский народ верил в то, что бедный лапотник благороднее богатого боярина и сочинил пословицу: «Правда в лаптях, а кривда в сапогах».

УЧЕНИК: А у меня есть занимательное описание старинной русской мужской одежды: кафтан – узкое платье с длинными рукавами. Длина его не доходила до колен, воротник делался высоким, стоячим, закрывал весь затылок и назывался козырем. Полы обшивались золотым и серебряным галуном, Спереди застегивался петлями на пуговицах с длинными кисточками. Рукава стягивались у запястий зарукавьями из тесьмы. Богатые украшали  кафтаны жемчугом и каменьями. Козырь – стоячий воротник – предмет щегольства и роскоши – делался атласным, бархатным или парчовым, вышивался золотом, жемчугом. Выражение, употребляемое и в наше время: «Ходит козырем»- означает человека, хвастающегося блеском своей одежды. Разновидность кафтана – терлик, он с коротким рукавом. Из дому в кафтане не выходили, а надевали на него ферязь – длинное платье до лодыжек, с такими же длинными рукавами.

УЧИТЕЛЬ: Теперь проверим, насколько вы запомнили  вещи из бабушкиного сундука.

   Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Назовите предметы одежды литературных героев и запишите их в тетрадь.

Ответы: лапти, рубаха, сарафан, порты, кафтан, кушак, сапоги, шапка.

Учитель:  В хороводных песнях русских девушек внимание к внешнему виду

Милого – суженого получило такое стихотворное выражение:

    А я селезня любила,

   Я касатова хвалила,

   Я кафтан ему купила.

   Люли-люли, селезень.

   Люли-люли, молодой!

   Чернобровой селезень,

   Черноглазой селезень,

   Во кафтане селезень.

   И я селезня любила,

   Я касатова хвалила,

   Черны бархатны штаны купила.

   Люли – люли, селезень.

   Люли – люли, молодой!

   Чернобровой селезень,

   Черноглазой селезень.

   Во кафтане селезень,

   В черных бархатных штанах.

   А я селезня любила,

   Я касатова хвалила,

   Башмачки ему купила.

   Люли – люли, селезень.

   Люли – люли, селезень.

   Люли – люли, молодой!

   Чернобровой селезень!

   Черноглазой селезень!

   Во кафтане селезень,

   В черных бархатных штанах

  Да в сафьянных башмачках.

   И я селезня любила,

   Я касатова хвалила.

   Ему сердце отдала!

УЧИТЕЛЬ:  Теперь посетим ЦИРЮЛЬНЮ – специальное заведение для ухода за волосами и бритья, наподобие нынешней парикмахерской. Поговорим, кстати, и о головных уборах.

УЧЕНИЦА: На Руси девицы заплетали волосы в косу, голову повязывали широкой лентой. К кончику косы подвязывался косник – треугольник из твердой бумаги, обшитый шелковой тканью и унизанный разноцветным бисером, жемчугом, каменьями. Косу заплетали как можно слабее и пышнее, разделив волосы на множество прядей и перевив их нитками жемчуга. После замужества заплетали уже две косы, потом оборачивали ими голову в виде короны и надевали кокошник – головной убор на твердом основании, напоминавший щит или гребень, украшенный парчой, позументом, бисером, бусами. Название «КОКОШНИК» происходит от древнеславянского слова «кокош», что значит петух и курица.

УЧЕНИЦА:  Головной убор «СОРОКА» прикрывал темя в виде низкого берета, сзади прикреплялась полоса ткани, она полностью закрывала шею. Над висками крепились КОЛТЫ, к ним по праздникам подвешивались РЯСНЫ – жемчужные нитки, драгоценные серьги.

У женщин среднего возраста был даже рогатый головной убор – КИЧКА. Впереди в форме рогов или лопатки имелись твердые выступы из бересты или дощечек, обшитых тканью. Только в начале 20 века этот головной убор сменился платком. Так, в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке» старуха  обзавелась рогатой кичкой – символом столбовой дворянки. О! Как она возгордилась этим.

Учитель читает лирическую песню о замужестве. Однако девушка часто расстраивалась, услышав известие о том, что ее выдают замуж. Жениха она зачастую не видела , родители подбирали его не по красоте, а по богатству.

АЙ ВЫ, ВЕТРЫ БУЙНЫЕ.

БУЙНЫ ВЕТРЫ ОСЕННИЕ

ПОТЯНИТЕ ВЫ С ЭТУ СТОРОНУ.

С ЭТУ СТОРОНУ, СО ВОСТОЧНУЮ.

ОТНЕСИТЕ ВЫ ДРУГУ ВЕСТОЧКУ,

ЧТО НЕРАДОСТНУЮ ВЕСТЬ ПЕЧАЛЬНУЮ.

КАК ВЕЧОР – ТО МНЕ МЛАДЕШЕНЬКЕ,

МНЕ МАЛО СПАЛОСЬ, МНОГО ВИДЕЛОСЬ;

НЕ ХОРОШ – ТО МНЕ СОН ПРИВИДЕЛСЯ:

УЖ КАБЫ У МЕНЯ, У МЛАДЕШЕНЬКИ,

НА ПРАВОЙ РУКЕ, НА МИЗИНЧИКЕ,

РАСПАЯЛСЯ МОЙ ЗОЛОТ ПЕРСТЕНЬ,

ВЫКАТАЛСЯ ДОРОГОЙ КАМЕНЬ,

РАСПЛЕТАЛАСЯ МОЯ РУСАЯ КОСА,

ВЫПЛЕТАЛАСЯ ЛЕНТА АЛАЯ,

ЛЕНТА АЛАЯ, ЯРОСЛАВСКАЯ –

ПОДАРЕНЬИЦЕ ДРУГА МИЛОГО,

СВЕТ ДОРОДНОГО ДОБРОГО МОЛОДЦА.

УЧИТЕЛЬ:  Сейчас мы перенесем наших героев в литературный калейдоскоп и послушаем отрывки из произведений А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, И.А.Бунина, в которых используется описание русской народной одежды.

Учащиеся слушают художественное чтение в сопровождении классической музыки Людвига Ван Бетховена.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.     В каких жанрах народного творчества используются описания одежды героев?

А. СКАЗКИ.

Б. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

В. ЧАСТУШКИ.

2. Для чего даются такие описания?

А. Чтобы передать опыт прошлого.

Б. Чтобы сохранить христианскую традицию.

В. Чтобы подчеркнуть достоверность происходящего.

3.Как объяснить поговорку «ходит козырем»?

А. Играет в карты.

Б. Хвастает красивой одеждой.

В. Выглядит гордо и независимо.

4.Что можно сшить из тафты?

А. Подвенечное платье.

Б. Шубу.

В. Сапоги.

5.Какой автор нарядил героиню-дворянку в крестьянское платье?

А.  И.С. Тургенев.

Б.  А.С. Пушкин.

В.  И.А. Бунин.

6.За что ценили человека в народной среде?

А. За правду, честность.

Б. За богатую одежду.

В. За высокий чин.

7.В какое время русской женщине заплетали две косы?

А. Когда мылись в бане.

Б. На полевых работах.

В. После венчания.

8.Кому в русской лирической песне девушка обещала подарки?

А. Батюшке.

Б. Доброму молодцу.

В. Любимой подруге.

9.Что такое сорока?

А. Лесная птица.

Б. Головной убор в виде берета.

В. Бревенчатая изба.

10.На чем можно носить онучи?

А. На ногах.

Б. На шее.

В. На поясе.

11.Что подвешивали к колтам?

А. Длинные кисти.

Б. Обереги.

В. Нитки жемчуга или длинные серьги.

12.Как звали самого богатого мальчика из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»?

А. Федя.

Б. Павлуша.

В. Ваня.

13.Для чего в домах наших предков стоял большой сундук?

А. Убирали посуду.

Б. Копили приданое.

В. Прятали драгоценности.

14.Что показывал рогатый головной убор – кичка?

А. Важное положение женщины.

Б. Самое бедное сословие.

В. Что девушка незамужняя.

15. Почему главным цветом в предметах русской одежды был красный?

     А. Очень яркий, бросался в глаза.

Б. Не пачкался.

 В. Был священным цветом  огня, солнца, крови.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Выполнить тест. 

2. Подобрать литературный отрывок с описанием внешности и одежды героя.

3. Сочинить четверостишие – описание русского человека 15- 19 вв. или нарисовать такого человека в соответствующей бытовой обстановке.

 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ – ТЕСТИРОВАНИЕ. 

Урок учителя биологии Жуковой И.Н., первая квалификационная категория.

ТЕМА УРОКА:

“Большой мир маленьких клеток”

 Цель: познакомить учащихся с историей открытия клетки, с разнообразием клеток; познакомить с увеличительными приборами, правилами работы с ними; сформировать умение пользоваться готовыми микропрепаратами для изучения строения клетки.

Оборудование: лупа, микроскопы, готовые микропрепараты; модели аппликации “Строение клетки”, памятки “Правила пользования микроскопом”.

ХОД УРОКА:

I.                                Организационный момент: повторение домашнего задания, во время повторения - проверка выполнения объемной схемы строения клетки (собрать у всех ребят на проверку). (3 минуты)

II.                             Проверка знаний:
1)
Работа у доски: 2 человека работают с моделями аппликациями “Строение клетки”, собирают ее и подписывают составные части клетки; 1 человек рисует схему “Деление клетки”. После выполнения объясняют то, что выполнили.
2) Беседа с классом (пока выполняются работы на доске) по вопросам:
   1. Какое строение имеют все живые существа нашей планеты?
   2. Что называют клеткой?
   3. Почему клетки называют “кирпичиками “ организма?
   4. В чем отличия одноклеточных организмов от многоклеточных?
   5. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?
   6. Что называют органоидами клетки?
Проверка выполнения работ у доски. (10 минут)

III.                         Изучение нового материала:
1) Беседа с использованием текста учебника и работа в рабочих тетрадях: (6 минут)
- Как вы думаете все ли клетки в одном организме одинаковые?
- Почему они имеют разное строение?
- Рассмотрите разнообразие клеток в учебнике на стр. 99 и назовите их, какое строение они имеют?
- Какую функцию выполняют яйцеклетка и сперматозоид?
- Прочитать вслух текст большого абзаца на стр. 99.
- Выполните задание 5 в рабочих тетрадях на стр. 39. Проверка.

2) Беседа о истории открытия клетки, сообщение “Лупа” (3 мин)
- Ученые с давних пор использовали телескоп для изучения отдаленных от нас на гигантские расстояния космических объектов. А, как и когда им удалось рассмотреть микроскопические объекты?
- История усовершенствования микроскопа.
- До микроскопов рассмотреть мелкие объекты было возможно с помощью лупы. Сообщение учащегося о лупе.
3) Практическая работа “Изучение строения микроскопа и правила работы с ним”.  Работа выполняется параллельно рассказу учителя. (7 минут)
- Практическая работа в учебнике на стр. 102, задание 1.
- Задание 1 в рабочих тетрадях на стр. 38.
- Памятки “Правила работы с микроскопом”. Читать и параллельно выполнять подготовку микроскопа к работе.

IV.                          Закрепление знаний:
Практическая работа
“Рассматривание готовых микропрепаратов клеток”
(10 минут)
- Учащиеся, самостоятельно используя наборы микропрепаратов, рассматривают готовые микропрепараты клеток, следуя памятке “Правила работы с микроскопом”.
- Зарисовать в тетради увиденное. Задание 2 стр. 38.

V.                             Задание на дом. (1 минута)
- Прочитать текст на стр. 98-101.
- В рабочих тетрадях выполнить задание №6.

Урок по теме:

«Особенности дигибридного скрещивания и сцепленного наследования»

Учитель высшей квалификационной категории

Мамаева Нина Александровна.

 Цель:

?         Систематизировать и обобщить знания по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов, использованию в практической деятельности.

?         Проверить усвоение этих знаний учащихся на основе практической деятельности в виде решения задач.

 План урока.

1.           Повторение темы «Законы Г. Менделя и Т. Моргана». Вопросы, выводы.

2.           Сравнительная таблица с выводами.

3.           Решение задач на законы Г. Менделя и Т. Моргана.

4.    Домашнее задание - подбор материала к следующему уроку.

 Ход урока

Учитель: Созданное Г. Менделем учение о существовании отдельных единиц наследственности, строго упорядоченно передаваемых из поколения в поколение, получило дальнейшее развитие в хромосомной теории Т. Моргана.

Основной метод, используемый в генетике, - гибридологический анализ, т.е. скрещивание с последующим генетическим анализом потомства.

Мы сегодня с вами повторяем тему «Цитологические основы закономерностей наследования». В то время, когда Мендель сформулировал гипотезу чистоты гамет, ещё ничего не было известно о митозе, о развитии гамет, о мейозе. В настоящее время благодаря успехам цитологии законы Менделя получили твёрдую цитологическую базу. Мендель впервые показал, что наследственные факторы в гаметах гибрида первого поколения остаются точно такими же, как у родителей. Они не смешиваются, не претерпевают изменений после совместного пребывания в гибридном организме.

Установив закономерности наследования одного признака (моногибридное скрещивание), Г. Мендель начал изучать наследование признаков, за которые отвечают две пары аллельных генов. (дигибридное скрещивание). Мендель проводил дигибридное скрещивание, в котором гомозиготные родители отличались друг от друга по 2 признакам: окраске семян (жёлтая и зелёная) и форме семян (гладкая и морщинистая). Появление особей с жёлтыми гладкими семенами свидетельствует о доминировании этих признаков и проявлении правила единообразия у гибридов F1.

Вопросы учащимся:

а.      Каков механизм образования гамет у особей F1?

б.     Какой мы сделаем вывод о расщеплении по каждой паре генов.

в.     Где будут расположены изучаемые гены?

Исходя из ответов учащихся, мы выделяем главное:

а.      При образовании гамет из особей F1 возможны четыре комбинации двух пар аллелей. Аллели одного гена всегда попадают в разные гаметы. Расхождение одной пары генов не влияет на расхождение генов другой пары.  Если в мейозе хромосома с геном А отошла к одному полюсу, то к этому же полюсу, т.е. в ту же гамету, может попасть хромосома как с геном В, так и с геном b. С одинаковой вероятностью ген А может оказаться в одной гамете и с геном В, и с геном b. Поэтому сколько будет гамет АВ, столько же и гамет Аb. Так же будет и у гена a, т.е. число гамет аВ будет равно числу гамет ab. В результате независимого распределения хромосом в мейозе гибрид образует 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, ab в равных количествах.

б.     Это явление установлено Г. Менделем и названо законом независимого расщепления. Это расщепление по каждой паре генов идёт  независимо от других пар генов.

в.     Этот закон относится только к случаям независимого наследования, когда изучаемые гены расположены в разных парах гомологичных хромосом.

Учитель: Далее мы говорим  о сцеплённом наследовании генов. Число генов у каждого организма гораздо больше числа хромосом. В одной хромосоме расположено много генов.

 Вопросы учащимся:

а.      Работы Т. Моргана по изучению наследования неаллельных генов, расположенных в паре гомологичных хромосом.

б.     Типы гамет при сцеплении наследования.

в.     Причины возникновения новых гамет.

 Выслушиваем ответы, выделяем главное:

а.      Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно, или сцеплено. Группы генов, расположенные в одной хромосоме, называют группами сцепления. Сцеплённые гены расположены в хромосоме в линейном порядке. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом (у человека 23 пары хромосом и 23 группы сцепления).

б.     Особь с генотипом АаBb производит два типа гамет: ab и АВ – в равных количествах, которые повторяют комбинации генов в хромосоме родителя.

в.     Кроме таких обычных гамет возникают и другие, новые Ab и аВ, т.е. с новыми комбинациями генов, отличающимися от родителей гаметы. Причина возникновения новых гамет заключается в перекресте (кроссинговере) гомологичных хромосом. Гомологичные хромосомы в процессе мейоза перекрещиваются и обмениваются участками. В результате этого возникают качественно новые хромосомы.

 Мы сегодня с вами разобрали 3 типа закономерностей наследования признаков, и чтобы нам чётко исследовать ту или иную задачу по конкретным данным результатам и чётко указать, какой закон здесь действует, мы составим таблицу. Мы используем анализирующее скрещивание для определения генотипа.

 

PAaBb ´aabb

Fb 4 типа особей по 25% каждого типа

PAaBb ´aabb

Fb 2 типа особей по 50% каждого типа

PAaBb ´aabb

Fb 4 типа особей

2 типа по 47%

2 типа по 3%

Объяснить полученные результаты и получить данные особи

A││a     

               B ││b          ab

Если в результате анализирующего скрещивания в потомстве получено 4 типа особей в одинаковом количестве каждого типа, то здесь имеет место закон Менделя (дигибридное скрещивание)

AB Ab

aB ab            ab

AaBb Aabb aaBb aabb

    1         1       1       1

гены a – в одной паре хромосом, гены b – в другой. Если все за 100%, каждый по 25%

                 

 

A││a       

B││b          ab

Если в результате анализирующего скрещивания в потомстве получено 2 типа особей по 50% каждого типа, то здесь имеет место сцеплённое наследование (закон Моргана)

CD  cd                  cd

Cc   Dd                 ccdd

      По 50% потомство похоже на родителей – сцеплённое наследование.

A││a      

B││b         ab

Если в результате анализирующего скрещивания в потомстве получено 4 типа особей,  2-х типов – много,            2-х типов – мало, то здесь имеет место сцепление с кроссинговером

AB  ab           ab

AaBb             aabb

 47%               47%

полное сцепление, особи некроссоверные (похожие на родителей)

A││a      

 b││B          ab

  Aabb          aaBb

    3%             3%

Кроссоверные особи, полученные в результате кроссинговера.

 По полученным результатам, мы можем определить на какой закон была дана задача.

Практическая часть урока.

На экране ЭВМ написаны тексты задач на законы Г. Менделя и Т. Моргана для учащихся, которые они должны решить и сохранить в папке.

1)    На закон Г. Менделя: Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него…

а.       Большие карие глаза

б.      Большие голубые глаза

в.      Тонкие губы, «римский нос»

г.        Тонкие губы, прямой нос

Ответы:

а.       AABB  или AaBB или AABb или AaBb

б.      AAbb или Aabb

в.      aaBB или aaBb

г.        aabb

2)    а. Какое гибридное потомство можно ожидать в F1  и F2, если гибридизировать чистосортный горох, дающий жёлтые (А ) и гладкие (В) семена, с другим сортом, дающим зелёные (а) и морщинистые (b) семена.

б. На основе каких правил и законов Менделя это можно предсказать? Гены окраски и формы семени расположены в двух парах гомологичных хромосом.

Ответ:

а. В  F1 все семена единообразны – жёлтые и гладкие

               PAABB ´aabb

               F1 AaBb  - жёлтые и гладкие

В F2  происходит расщепление.

б. На основе правил единообразия, правил доминирования и закона расщепления

               PAaBb ´ ♂   AaBb            

               F 9:3:3:1  

               9 - жёлтые и гладкие

               3 – жёлтые и морщинистые

               3 – зелёные и гладкие

               1 – зелёные и морщинистые

     Решётка Пеннета, дигибридное скрещивание  

 

3)     У человека катаракта (болезнь глаз) и многопалость (полидактилия) вызываются доминантными аллелями двух генов, располагающимися в одной и той же хромосоме. Одна молодая женщина унаследовала катаракту от отца, многопалость от матери. Её муж нормален по этим признакам. Сравните вероятность того, что их ребёнок :

а.        Будет страдать одновременно обеими аномалиями

б.       Будет страдать только какой-нибудь одной их них

в.        Будет вполне нормальным

г.        Больной -100%

д.       Как изменится ответ, если принять во внимание явление перекрёста?

Ответ:

А – болезнь глаз

a – норма

B – многопалость

b – норма

 

а.       PAaBb ´aabb

A││a       

B││b          ab

F1          AaBb                  aabb

       Кат,., мн.пал.         нормальный

            50%                          50%

б.      PAABb ´aabb

A││A       

B││b          ab

F1          AaBb                  Aabb           кат. – 100%,    мн.пал. – 50%

       Кат,., мн.пал.        кат   нормальный

в.      PAaBB ´aabb

A││a       

B││B          ab

F1          AaBb                  aaBb           кат. -50%, мн.пал. – 100%

       Кат., мн.пал.         норм.,  мн.пал

г.        PAABB ´aabb

A│      

B│               ab

F1          AaBb                  обе аномалии

             Кат., мн.пал.

     

д.      Явление перекрёста

PAaBb ´aabb

A││a       

b││B          ab

F1          Aabb                  aaBb

       Кат, норм.         норм. Мн.пал.

            Кат - 50%, мн.пал - 50%

 

Работа в виде файла «Сравнительная таблица», который уч-ся откроют на своём компьютере.

 

PAaBb ´aabb

Fb 4 типа особей по 25% каждого типа

PAaBb ´aabb

Fb 2 типа особей по 50% каждого типа

PAaBb ´aabb

Fb 4 типа особей

2 типа по 47%

2 типа по 3%

Объяснить полученные результаты и получить данные особи

A││a     

               B ││b          ab

Если в результате анализирующего скрещивания в потомстве получено 4 типа особей в одинаковом количестве каждого типа, то здесь имеет место закон Менделя (дигибридное скрещивание)

AB Ab

aB ab            ab

AaBb Aabb aaBb aabb

    1         1       1       1

гены a – в одной паре хромосом, гены b – в другой. Если все за 100%, каждый по 25%

                 

 

A││a       

B││b          ab

Если в результате анализирующего скрещивания в потомстве получено 2 типа особей по 50% каждого типа, то здесь имеет место сцеплённое наследование (закон Моргана)

AВ  ab                  ab

Aa   Bb                 aabb

      По 50% потомство похоже на родителей – сцеплённое наследование.

A││a      

B││b         ab

Если в результате анализирующего скрещивания в потомстве получено 4 типа особей,  2-х типов – много,            2-х типов – мало, то здесь имеет место сцепление с кроссинговером

AB  ab           ab

AaBb             aabb

 47%               47%

полное сцепление, особи некроссоверные (похожие на родителей)

A││a      

 b││B          ab

  Aabb          aaBb

    3%             3%

Кроссоверные особи, полученные в результате кроссинговера.

 1) На закон Г. Менделя: Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него…

д.      Большие карие глаза

е.       Большие голубые глаза

ж.      Тонкие губы, «римский нос»

з.        Тонкие губы, прямой нос

2) а. Какое гибридное потомство можно ожидать в F1  и F2, если гибридизировать чистосортный горох, дающий жёлтые (А ) и гладкие (В) семена, с другим сортом, дающим зелёные (а) и морщинистые (b) семена.

б. На основе каких правил и законов Менделя это можно предсказать? Гены окраски и формы семени расположены в двух парах гомологичных хромосом.

3) У человека катаракта (болезнь глаз) и многопалость (полидактилия) вызываются доминантными аллелями двух генов, располагающимися в одной и той же хромосоме. Одна молодая женщина унаследовала катаракту от отца, многопалость от матери. Её муж нормален по этим признакам. Сравните вероятность того, что их ребёнок :

а. Будет страдать одновременно обеими аномалиями

б. Будет страдать только какой-нибудь одной их них

в. Будет вполне нормальным

г. Больной -100%

д. Как изменится ответ, если принять во внимание явление перекрёста?

Урок литературы в 9 классе

«Но жив талант, бессмертен гений!»

                                Учитель первой квалификационной категории Ионова Галина Викторовна.

 Урок посвящен последним трагическим дням жизни А.С. Пушкина. Основу урока составляет анализ отрывка из повести И.А. Новикова «Последний год»

Показывая глубину трагедии, подчеркивая нравственные качества поэта, следует обратиться к воспоминаниям друзей, современников Пушкина.

Вплетение в канву урока стихов А. Блока, С Есенина, М. Лермонтова, А. Передреева, высказываний учащихся позволяет выявить, какое место занимает поэзия Пушкина в жизни современного школьника.

Соната № 14 Бетховена придает уроку особый эмоциональный тон.

О Пушкин, Пушкин ! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных?

Какой из жителей небесных,

Тебя младенцем полюбя,

Лелея, баял в колыбели?

 

Судьбы и времени седого

Не бойся, молодой певец!

Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений!

Ф.Н.Глинка

- Слова известного поэта, прозаика, журналиста Ф. Н. Глинки, посвященные Пушкину, можно поставить эпиграфом к нашему уроку. Мы завершаем разговор о творческом пути великого поэта. В центре внимания последние дни, минуты его жизни. Мы поговорим об обаянии личности А. С. Пушкина, о любви к нему современников, о том, какое место занимает его поэзия в наше сегодняшнее, сложное, противоречивое время.

Когда современных поэтов, прозаиков, да и просто любителей литературы, поэзии спрашивают, кого из писателей они любят и ценят, то наряду со многими именами неизменно называют Пушкина. Он для нас идеал поэта- гражданина. Человек огромных познаний, писатель высочайшей взыскательности к художественному слову.

( Сообщение: воспоминания В.А. Жуковского: Труд для Пушкина был купелью, в которой исцелялись язвы, восстанавливались расслабленные силы. Жуковский, разбирая после смерти Пушкина его рукописи, был поражен неустанными поисками поэтом нужного слова: «С каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет страницы, которая не была бы перемарана.» )

«Все, что мы знаем о Пушкине как о человеке, заставляет нас любить его,»- писал Н.Г. Чернышевский. А.С. Пушкин был прямой и откровенный человек. Его мужественная прямота проявилась в его ответе на вопрос Николая I, примкнул бы он к восставшим на Сенатской площади, в его ответе Милорадовичу о недозволенных стихах и в письме к Бенкендорфу от 21 ноября 1836г.: «Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни лицемерия, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю». Совсем не просто было в таком независимом тоне писать шефу жандармов.

Пушкин удивлял современников добротой и великодушием, простотой в обхождении и умением душевно привязываться к симпатичным ему людям и привязывать их к себе. Воспоминания таких дорогих, близких его сердцу людей, как А.П. Керн, И. И. Пущин свидетельствуют, с какой нежностью и трогательностью относился Пушкин к друзьям, как умел их поддержать.

(Сообщение: воспоминания А.П.Керн, И.И.Пущина) выступления учеников.

«В поступках Пушкин всегда был добр и великодушен. В нем было до чрезвычайности развито чувство благодарности: самая малейшая услуга ему или кому-нибудь из его близких трогала его несказанно.»  (А.П. Керн)

«Я осужден. 1828 год. 5 января. Привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец, с товарищами моего изгнания и заточения прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый раз посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга» (И.И. Пущин)

- Поэтический талант Пушкина «отрадно отозвался в душе» русских поэтов разных поколений: Некрасова и Тютчева, Блока и Маяковского Твардовского и Дементьева.

(в исполнении школьников звучат стихи А.Блока, С.Есенина)

А.Блок

Пушкин! Тайную свободу

Вдохновляла в те года?

Пели мы вослед тебе!

Не твоя ли, Пушкин, радость

Дай нам руку в непогоду,

Окрыляла нас тогда?

Помоги в немой борьбе!

 

Не твоих ли звуков сладость

 

 С.Есенин

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

 

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой

Блондинистый, почти белесый

В легендах ставший как туман.

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

А я стою, как пред причастьем

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья

Сподобленный такой судьбе…

 

- А какое место занимает А. С. Пушкин в вашей душе, что для вас значит это имя? Вспомните о своих встречах с творчеством А. С. Пушкина

(выступления учеников)

- Когда читаешь стихи Пушкина, они тебя поднимают ввысь.

- Пушкин, как никто, понимал русскую душу. Его  мысли, чувства – это наши чувства и мысли.

- Мне особенно близко его стихотворение « Я вас любил». Пушкин говорит, что настоящая любовь не эгоистическая, это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой.

- Произведения Пушкина для меня – источник радости и мудрости.

- Стихи Пушкина врачуют душу.

- Обостренное чувство чести, независимости – ведущие черты характера поэта. И этим ловко пользовались царь и его окружение. « Его травил Булгарин, искажала цензура, Бенкендорф преследовал выговорами… Ловкие люди… раздували общее недоброжелательство к нему, наконец, против него была пущена в ход  клевета и – вскоре его застрелили», - напишет позднее М. Горький.

Все это привело к трагедии, разыгравшейся 27 января 1837 года на Черной речке. Пожалуй, не было человека, который смог бы остаться равнодушным. Одни своей изощренной травлей тщательно подготовили и ждали трагедию. Другие испытали глубокое потрясение. Среди них близкие, друзья поэта, те, кто не был лично знаком с А. С. Пушкиным, но считал его своим духовным наставником, кто восхищался его поэтическим даром.

(выступление ученика – чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»)

- Не только поэты, но и известные писатели, публицисты считали своим долгом откликнуться на смерть великого А. С. Пушкина. Среди них Иван Алексеевич Новиков. Запомните это имя. Возможно, для многих из вас оно прозвучит сегодня впервые. И.А.Новиков -  автор таких широко известных произведений о жизни поэта, как «Пушкин на юге», «Пушкин в Михайловском». Я хочу познакомить вас с отрывком из его повести, которая называется «Последний год»

( чтение текста, звучит соната № 14 Бетховена)

« Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.

Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице  и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.

Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились,  с затаенной надеждой ждали добрых вестей.

Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.

Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».

Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.

- Хорошо, ах как хорошо…- в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!

Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.

- Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, - с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.

Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

- Кончена жизнь.

Только мгновенье в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.

- И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, - проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.

Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.

- Александр Сергеевич Пушкин скончался, - снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.

И люди в скорбном молчании обнажили головы.

Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало».

1.      О чем рассказывается в этом тексте? ( О последних часах жизни поэта)

2.      На чем сосредотачивает наше внимание автор? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких, скорбь жителей Петербурга)

3.      Как автору удалось показать тяжелое состояние поэта? На какие детали, слова, словосочетания особенно важно обратить внимание? (Пушкин тает на глазах, одолевают боли, пульс едва уловим; лицо вздрагивало от страданий; задышал отрывисто и громко)

4.      С чем связанны его предсмертные грезы?

5.      Обращаем внимание на то, с каким мужеством держался поэт в последние минуты своей жизни. В последние мгновенья наступила просветленность, глубокое, мудрое восприятие того, что происходит. Докажите. (широко открытые глаза, лицо прояснилось, внятно произнес: «Кончена жизнь»)

6.      Как описывается лицо умершего поэта? (На лице торжественное спокойствие, постиг еще никем не разгаданную тайну)

В последние дни, минуты, мгновенья жизни у постели поэта неизменно находились его друзья. Среди них В.А.Жуковский.

7.      Какие детали, слова особенно важны, чтобы передать состояние Жуковского? (не переставал беззвучно рыдать; опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина, долго оставался неподвижным, всматривался с изумлением)

8.      Как описывается тревога и скорбь русских людей? ( толпа встревоженная, молчаливая, ожидающая; молча обнажили головы)

9.      Как описывается день, когда была сообщена эта скорбная весть? ( хмурый петербургский день 29 января, сумерки переходили в ночь, пошел густой, мягкий снег)

- Что почувствовали вы? Какие мысли возникли у вас под  впечатлением этого текста о Пушкине?

(высказывания учеников)

- Испытываешь потрясение, растерянность, душевную боль.

- Чувство невосполнимой утраты.

- Кажется, что я вместе с многотысячной толпой нахожусь у дома поэта в тревожном ожидании.

Вернемся к эпиграфу. Вспомним слова Ф.Н Глинки. Гении не умирают, они остаются навсегда с нами в наших душах, в наших сердцах. Мы живем в сложное, противоречивое время. Показательно стихотворение Анатолия Передреева. Оно необычайно точно и глубоко выражает особую сегодняшнюю роль наследия великого Пушкина

Все беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

 

Звучи, божественный глагол,

В своем величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирный пошлости безбожной…

Все обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит все чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

 

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью.

И мир идет к тебе навстречу

Духовной жаждою томим.

И все дороже, все слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.

 

 - Как вы считаете, что заставляет нас сегодня возвращаться к творчеству гениального поэта? (Живость, пылкость, впечатлительность, истинная красота - основные черты его поэзии. Может быть, это и есть единственный путь спасения человечества от «темной власти барыша» и «от всемирной пошлости безбожной»)

Д/З. Написать сочинение о Пушкине с элементами текста И.А.Новикова 

Список используемой литературы:

1.      Волков Г.Н. «Тебя, как первую любовь» Книга о Пушкине: личность, мировоззрение, окружение. Оформление Н. Мунц. М: Дет. лит., 1980г.

2.      Русская литература ХIХ века. Первая половина: Хрестоматия лит. – крит., мемуарных и эпистолярных материалов: Пособие для учащихся.  Сост. И.Е. Каплан., П.Г. Пустовойт. -2-е изд., испр. И доп. – М: Просвещение 1987г.

МАСТЕР - КЛАСС

«ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ» 

учитель ОБЖ  Филиппова Галина Валентиновна

Мастер-класс проводится с целью обобщения знаний, полученных в ходе изучения темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ».            

Девизом урока могут служить слова: «Я знаю для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Урок имеет практическую направленность, в нем присутствуют игровые моменты, которые вызывают у ребят интерес к предмету, способствуют самореализации учащихся. Класс делится на две группы –  теоретиков и практиков. Теоретики подготовили свои выступления в стихотворной форме, практики показывают применение полученных знаний в действии. Один из учеников является помощником учителя.

                               Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

2.Выступление помощника учителя:

   В настоящее время человечество достигло больших результатов в науке и технике. Широкое применение нашло мирное использование атома. Реакторы, в которых происходит разделение ядер, имеют надежную многократную защиту, что обеспечивает безопасность для работающего персонала. Но при утечке радиоактивных веществ или при авариях подобных Чернобыльской создается угроза радиоактивного заражения местности, растительности и живых организмов. При внешнем воздействии и попадании радиоактивных веществ внутрь организма могут возникнуть воспаления, язвы, а при значительном поражении – лучевая болезнь. Наличие  радиоактивных веществ может быть выявлено только с помощью дозиметрических приборов  (демонстрируются).                                                                       Мы с вами проживаем в довольно опасной зоне, так как со всех сторон окружены  Калининской, Смоленской, Воронежской и Обнинской атомными станциями, поэтому мы должны знать, что надо делать в случае опасности.

 3.Выступление первого теоретика: «Мирный и опасный атом»

 Человечеству открылся атомный потенциал. 

Надо, атом чтобы трудился, а не в бомбу, чтобы взрывал.                                   

Ядерный реактор силу ледоколам мощным даст.                                                

Только им одним по силам разорвать ледовый пласт.

И проводят по просторам караваны кораблей                                                  

Атомные ледоколы курсом северных морей.                                                        

Атом в ядерный реактор помещен под семь замков.                                          

Его  свойство – страшный фактор, разрушает клетки он.

Польза и опасность – рядом! Нам не страшен мирный атом,                           

Что на службе у людей. Но на воле он – злодей!                                                    

Он не слышен. Он не виден. Он не пахнет, не дымит,                                 

Далеко не безобиден и приборам лишь открыт.

Он преграды пробивает и одну, и две, и три.                                                      

Клетки ткани поражает и снаружи, и внутри.

4.Выступление второго теоретика: «Что нужно сделать при опасности радиоактивного заражения».

Коль случится неприятность с установкой ядерной,                                                 

И возникнет вдруг опасность – следствие аварии,                                             

Надо знать, что надо делать, надо главное понять:                                               

Не теряться, зря не бегать, меры нужные принять.

Вот беда застигла вас в месте вовсе незнакомом!                                            

Надо спрятаться тотчас  под любою крышей дома.                                             

Если ж ты в своей квартире - щели все герметизируй:                                  

Дверь и окна пленкой, ватой, не проник чтоб грозный атом.

Есть в составе вредных газов радиоактивный йод.                                                      

Он опасен, если сразу мер не примешь наперед.                                                  

Ты таблетку калий – йода непременно проглоти,                                                  

Встанет он напротив входа к щитовидке на пути.

Радиация – не сказка!  Ватно-марлевой повязкой,                                            

Что вы сделали с сестрой, плотно нос и рот прикрой!                               

Подбери себе одежду: куртку с длинным рукавом,                                          

Сапоги и брюки, ежели предстоит покинуть дом!

5.Выступление практиков:

а) рассказ о йодной профилактике с демонстрацией;

б) защита органов дыхания  с помощью противогазов, респираторов, ватно-марлевой повязки;

в) защита кожного покрова подручными средствами.

6. Выступление  третьего теоретика об эвакуации.

Все ж таки покинуть лучше зону радиации.                                                              

Что вам делать в этом случае при эвакуации?                                                

Громко радио включите, слушайте, все скажут в срок.                                  

Быстро вещи уложите, документы, кошелек.

 Плащ, накидку, сапоги, воду и еду возьмите,                                         

Чемоданы, рюкзаки, всюду – бирки привяжите.                                  

Приготовились к отъезду? Ждите. Вас оповестят.                                               

Всех автобус у подъезда непременно будет ждать!

7.Выступление практика. Он демонстрирует какие вещи необходимо взять с собой из тех, которые будут представлены (вещи подобраны так, что некоторые из них будут лишними).

8. Выступление четвертого теоретика: «Памятка детям о мерах РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ».

Друг мой! Радиоактивность, заражая атмосферу,                                                 

Так же землю агрессивно загрязняет полной мерой.                                             

Если в загородной зоне доведется пребывать –                                              

Помни, что в лесу и в поле запрещается гулять!

Собирать с земли каштаны, ягоды, грибы, цветы,                                          

Ничего не класть в карманы. Твердо это помни ты!                                               

Не ходи дорогой длинной, в речке плавать погоди!

Нужно сменную одежду для прогулок применять.                                   

Возвратясь  -  помывшись прежде – всю одежду поменять.             

Драгоценности и бусы не носить, не брать с собой.                                      

Можно смело есть арбузы. Руки – мыть перед едой!

Не советуем есть печень, молоко картошку есть,                                               

Хоть в мундирах, хоть из печи. Нужно правило учесть:                         

Непроверенных продуктов в пищу не употреблять!                                        

Мыть все овощи. ИЗ фруктов сердцевину вырезать!

9. Выступление практика. Он демонстрирует корзину с продуктами, которые являются профилактическим средством против лучевой болезни (черная смородина в любом виде, шиповник, зеленый чай, морковь и свекла)

 10. Заключительное слово учителя.

На протяжении  всего урока используются  плакаты, находящиеся в кабинете ОБЖ.

 Используемая литература:

1.    Основы безопасности жизнедеятельности: 8 – й  кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов и др. М.: АСТ: Астрель, 2007.  

2.    Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс, методическое пособие/ В.Н.Латчук, В.В. Макаров,  А.Г. Маслов. М.:  ДРОФА, 2004.

3.    Защити себя сам!!!/ Ю.Форостенко. Санкт – Петербург, 1999.

4.    Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие/Н.Н.Петров. Челябинск: Южно –Уральское книжное издательство,1995.

 

 

СЦЕНАРИЙ ШКОЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ

ДЕТСКОЙ САМОБЫТНОЙ ПОЭЗИИ

«Слов затейливая вязь…» 

Автор методической разработки:  Воронкова О. И., учитель русского языка и литературы, победитель российского  конкурса в рамках ПНПО в 2007 году. Категория высшая.

 Сценарий фестиваля детской самобытной поэзии

«Слов затейливая вязь»

Задачи: 

Ø    приобщение учеников к стихотворному творчеству;

Ø    перенос знаний и умений, полученных при изучении программных    произведений, на самостоятельное стихосложение;

Ø    формирование учебного навыка восприятия поэтического слова.

Цели:     

Ø    воздействие на духовный мир школьника;

Ø    воспитание   поэтического вкуса, потребностей в чтении;

Ø    эстетическое развитие;

Ø    наблюдение над ролью, выразительностью, многозначностью поэтического слова.

Оборудование:

Ø    выставка рисунков-иллюстраций к стихам русских поэтов;

Ø    красочное название мероприятия;

Ø    на доске расположены названия поэтических терминов;

Ø    система караоке;

Ø    воздушные шары разного цвета для голосования.

 1. Ведущий     Здравствуйте, школьники и гости. Все вы выглядите блестяще, творчески. И сегодня Даму Поэзию мы встретим стихами, песнями, цветами.

2. Ученик        В городке тихом-тихом,  маленьком

                          Жил человек романтиком.

                          Секреты деревьев в парке он

                          И птиц голоса узнавал.

                          И всё, что казалось тайною,

                                      неведомою, случайною,

                          В обычной школьной тетрадке

                          Стихами он записал.

                          Его друзьям-одноклассникам,

                          Таким любопытным

                                                    проказникам,

                          Чудесные строчки понравились

                          И тоже творить заставили.

                          И вот в городке

                                           тихом, маленьком

                          Стало много романтиков,

                          И жизнь показалась праздником,

                                       чудесным, незабываемым. 

Звучит песня  «Сюрприз» в исполнении 5 «А» класса (через систему караоке). №27 

Ведущий          Наш фестиваль – особенный сюрприз!

                           В борьбу вступают юные поэты, -

                           В их строчки-образы внимательно вглядись

                           И оцени оригинальные сюжеты.

                           Мы представляем вам аукцион

                           Стихов о дружбе, школе и природе.

                           Возможно, больше вам расскажет он

                           О пятом «А» - талантливом народе! 

Уважаемые зрители! Встречаем команду «Фантазёры». Если вам понравится именно их выступление, в конце урока поднимите зелёный воздушный шар.

       Первый участник (Кузнецова Вика).

                         «Не обижайте природу».

                      – Что такое? Что такое?

                         Вы скажите мне, друзья!

                         Кто бумажку кинул мимо?

                         Кто обидел муравья?

                         Кто поранил эту птицу?

                         Кто деревья поломал?

                        Только мне не говорите:

                        «Я не знал, не знал, не знал!»

                        Расскажите мне, друзья,

                        Ведь люблю природу я!

                                         ÚÚÚ

                                    «Весенняя роща»

                        Берёзы белоствольные

                        Весело стоят.

                        Листики зелёные

                        Шелестом звенят,

                        И ручейки весёлые

                        Рядом с ней бегут,

                        А дети загорелые

                        Ей песенки поют.

 Второй участник (Антонова Даша)

                                    «Встреча»

На улице встретились два воробья

Один прочирикал: «Куда ты, куда?»

Там стужа, и холод, и голод, и снег,

Иди к нам в скворечник –

Есть место для всех.

Здесь сухо и чисто, тепло – красота!

И кот не залезет сюда никогда.

Мы будем дружить, веселиться, играть

И в небе высоко, как сокол летать.

Растают снега, зацветёт вся земля,

А это всё значит – пришла, друг, весна!

Третий участник (Гоготов Олег) 

           «Ёж»

Жил-был ёжик в лесу –

Острые иголки,

Собирал он грибы

Под зелёной ёлкой.

Вдруг откуда ни возьмись

Белка прибежала,

Оставляя корешки,

Шляпки посрывала.

Их развесила она

На зелёной ёлке.

Разозлился ёж тогда,

Выставил иголки.

Четвёртый участник (Власов Александр)

              «Мой кот»

У меня есть рыжий кот,

Он у бабушки живёт,

Его Барсиком зовут.

Крикнешь: «Барсик!»

Глядь, он тут.

Котик мой такой усатый,

Рыжий, даже полосатый.

Он на солнышко похож,

Пусть не ёжик, ну и что ж.

Будто маленький ребёнок,

Шустрый озорной котёнок!

Любит он со мной играть

И без устали скакать.

Ведь скажу я вам, друзья,

Барсик лучший у меня!

Пятый участник (Бабкова Юля)

   «Мы – Бабковы!»

Плыли с папой по реке.

Брат у леса, вдалеке,

Собирал опята.

Вот такие мы – Бабковы –

Дружные ребята.

             «Летом»

Мне нравится летом на поле

Цветы для друзей собирать,

Резвиться и бегать на воле

И бабочкой чудной порхать.

                  ÚÚÚ

Солнце спряталось под тучку,

Как под зонтик, но без ручки.

Вышла радуга, смеётся,

Детский смех повсюду льётся.

Веселится детвора –

Все на улице с утра.

              «Последние цветы»

Я проснулась вчера на рассвете,

А на улице, видно, мороз.

Там остался на клумбе букетик,

Было жалко его мне до слёз. 

Шестой участник (Кочетов Илья)

                                    «В лесном царстве»

Есть главные жители в царстве лесном!

А как же мы жителей этих зовём?

Деревья - гиганты здесь важно стоят

И медленно, тихо листвой шелестят.

Ручьи - шалуны, извиваясь, текут,

И птицы - артисты здесь громко поют.

Жуки и стрекозы жужжат над цветами,

А бусинки ягод блестят под кустами.

От счастья на миг закрываешь ты глазки.

Быстрей открывай – мы же вовсе не в сказке,

А в нашем лесу, что за домом родным!

И царством лесным мы с тобой дорожим. 

 Звучит музыка («мы маленькие дети») Команда уходит, выступают ведущие.

Ученик   Объявляется конкурс для зрителей.

                 За каждый верный ответ вы    получаете приз!

Я нашла в макулатуре

Стихотворных строк обрывки,

Знатоки литературы,

Подберите к слову рифму.

Я скажу сейчас вам – розы

Вы ответите?  (Морозы).

Мне попалось слово – день

Вы ответите?  (Плетень).

А вот наступает ночка,

Ваш ответ?  (Дочка. Точка).

Слово дам сложнее – груша

Ваш ответ скорее!  (Уши).

А теперь без остановки:

банка – (манка),

взгляд – (снят, отряд),

утюг – (индюк),

забор – (топор, ковёр),

огурец – (молодец),

медаль – (даль, педаль),

монтёр – (протёр).

Вот спасибо, ставлю «пять»,

Пойду поэму сочинять.

Учитель         Похвастаться хорошими манерами

                         Пришли к нам поэтические термины.

                         На доску спрятать их от скромности заставили.

                         Хотят, чтобы ребята их представили.

 

                         Кто хочет снять маску

                         С желанных гостей,

                         Скорей тяни руку –

                         Мы ждём новостей.

P – Что таится в слове рифма?

Ответы: 1.     Рифма – повтор звуков, связывающий окончания поэтических строк. Рифмы бывают мужские и женские, точные – неточные,

                       Простые и составные.

P – Нет поэзии без ритма.

2.              Ритм – размеренное чередование ударных и безударных

слогов в стихотворении.

P – Как примерить свой размер?

3.              Размер – заданная схема размещения ударных слогов в строфе.

Есть двусложные размеры стиха: ямб, хорей – и трёхсложные: дактиль, амфибрахий, анапест.

P – Аллитерация? Что за слово? Вот так слово, я не слышала такого.

4.              Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков, чаще всего имитирующие природный звук: шорох, звон, грохот.

P – Это же не греческая амфора. Что же значит важная – анафора?

5.              Анафора – одинаковое начало стихотворных строк.

P–  Я запуталась совсем. А метафора зачем?

 6.    Метафора – употребление слова в переносном значении основанное на сходстве предметов или явлений.                                                                            

Гребень леса, зеркало реки.

 P – А эпитеты в порядке? Отвечайте мне, ребятки.

 7.     Эпитет – образное определение, эмоциональное, яркое.

Например: жемчужные снежинки на коралловых ветвях зимних берёз.

 P – Созвучие слово красивое. Какая же скрыта в нём сила?

8.             Созвучие – иначе называется ассонанс: повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

 P – Композиция важна. Для чего она нужна?

9.                Композиция – построение и взаимосвязь всех частей, эпизодов, сцен произведения.

 Учитель             Теперь загадаем желание:

                             продолжить хотим состязание!

                             Встречаем мы команду «Весёлые друзья».

                             Их шарик ярко-красный.

                             Звучи, Поэзия!

 Первый участник (Тарасова К.)

                    Школа – чудесный наш дом

В школе так заведено –

Все мы вместе, заодно.

Все мы дружная семья,

Хоть отдельно каждый – Я.

Все успехи, достижения,

Все награды, выступления,

Взлёты наши и падения

В школу мы свою несём.

В школе силу мы берём,

В школе учимся, умнеем,

С каждым годом всё взрослеем,

А она из года в год

Расцветает и растёт.

Второй участник  (Королёва Н.)

        В пятый класс

Парта ждёт меня, во-первых,

Ждут уроки,

Ждут друзья.

Будет в школе не до лени:

Там я в новую страну

Знаний, дел или умений

Путешествие начну!

Ждут поля, леса, природа!

Ведь в поход пойдём не раз…

Ждут меня пятёрки в школе!

Ждёт меня и пятый класс.

Третий участник (Мухина Ирина).

      Весёлые ребята

Мы – весёлые ребята –

Очень дружно мы живём

И сейчас мы вам расскажем

Потихоньку обо всём.

Прозвенел звонок у нас,

Кончились уроки.

Мы в спортзал скорей уйдём –

Секция сегодня.

Наши мальчики – спортсмены

Любят поиграть в футбол,

А девчонки – непоседы

Им забьют спокойно гол.

Каждый день мы успеваем

И учиться и играть.

Времени на всё хватает,

Некогда нам унывать.

Четвёртый участник (Фролов И.)

         Наша школа

Наша школа лучшая на свете:

Работают в ней взрослые,

И учатся дети.

Много в школе нас – детей!

Ведь учёба всех важней.

Учат нас читать, писать,

Дисциплину соблюдать.

Соблюдаем мы режим:

В жизни он необходим.

Пришёл учитель, прозвенел звонок,

Открываем книжки, начался урок.

Все хотим пятёрки получать,

Много интересного узнать.

Пятый участник (Салтыкова П.)

         Мои увлечения

Я из школы прихожу –

Гаммы заиграю –

В музыкальной я учусь,

Пьесы повторяю.

В танцевальный класс хожу,

Дни не пропускаю,

Ведь по праздникам, друзья,

В концертах выступаю.

Я играю и пою

Стараюсь не лениться,

Знаю – это мне всегда

В жизни пригодится!

Шестой участник (Миловидова В.)

                           Летние каникулы

Всем сегодня не до сна:

Все гулять идут, пока

Мамы их не позовут,

Спать заставят и уйдут.

Где домашняя работа?

Где тетрадь и ручка с ней?

Где пенал и где учебник?

Поскорей ответь теперь.

Это лето наступило,

Солнце отпуск подарило

Для меня и для тебя.

Отдыхать пойду-ка я!

Седьмой участник (Арешина О.)

                   Мечта

Не быть мне поэтом, а, может, и быть,

Художником тоже, наверно, не стать,

Но хочется мне писателем слыть,

И очень картинки люблю рисовать.

Живу я сейчас и тем и другим,

А может, совсем иным заживу,

Но стало мне это сейчас дорогим,

А в жизни жестокой переживу.

Наверно, поэтом великим не стать,

Художником тоже хорошим не буду,

Но я же имею право мечтать!

И эти таланты я не забуду!

Ведущий:          Спасибо юным поэтам.

                            Помните: В жизни всё сбывается,

                           Беды забываются

                           И в пути встречаются

                           Радость и добро.

                           Загадай желание –

                           Пусть твои мечтания

                           В радужном сиянии

                           Воплотит перо!

Уважаемые зрители!

Поднимите воздушные шарики за творчество команды «Фантазёры», помните – они зелёного цвета. Теперь голосуют поклонники команды «Весёлые друзья».

Ну что же, победила сегодня Поэзия, а все участники получат сладкие сюрпризы и сувениры.

Вручаются подарки гостям

Исполняется один куплет песни «Мы маленькие дети». Наш фестиваль закончен.     

 

 Мастер- класс   Учитель: Косякина В.П.                               

английский язык  6 класс  ( по учебнику Кузовлева В.П.) 

Тема: « Использование количественных местоимений в разговорной речи» 

                                               ЦЕЛИ УРОКА:

Ø    Социокультурный аспект – Знакомство с названиями маленьких магазинчиков в Великобритании, которые еще кое-где сохранились и ныне.

Ø    Развивающий аспект – Развитие способностей к запоминанию, к выведению языковых закономерностей.

Ø    Воспитательный аспект – Слово «пожалуйста» - “Please” – Одно из самых важных слов в английском языке, его нужно обязательно использовать в просьбах. Недаром британцы – одна из самых вежливых наций в мире. 

Ø    Учебный аспект – формирование лексических и грамматических навыков, совершенствование произносительных навыков. 

Ø    Речевой материал: продуктивный лексический – A baker’s, a butcher’s, a dairy, a grocer’s, a greengrocer’s, a fishmonger’s, bread, flour, meat, fish, a pound, a can, a packet, a bar, a jar. 

Ø    Рецептивный грамматический: Quantifiers – a lot of/ lots of, many/much, A few/ a little, few/ little ( количественные местоимения ).

 Задачи урока:

   1.    Тренировать учащихся в использовании лексики по теме  «Покупки».

   2.    Тренировать учащихся в использовании количественных местоимений.

   3.   Тренировать учащихся в диалогической речи по теме « Покупки».

 Ход урока:

1.     Вступительное слово учителя:

Dear boys & girls,

Today we have a lesson on topic “ Shopping”. I know that everybody from you likes to do shopping. You go there to buy some bread and butter, milk, chocolate, sweets, biscuits and toys. Today we’ll learn to use quantifiers in your sentences, answers and dialogues. You’ll try to be shoppers and shop assistants and to do shopping in British shops. Let’s begin!

First, let’s repeat the words we need.

A baker’s, a butcher’s, a dairy, a fishmonger’s, a grocer’s, a greengrocer’s, a supermarket, a bar, a loaf, a can, a packet, a carton, flour, a jar, marmalade, bread, milk, cheese.

Second, Now please answer my questions:

1.     Where would you go to buy bread or butter?

2.     Where would you go to buy milk, butter or cheese?

 3.     Where would you go to buy meat?

4.     Where would you go to buy fish?

5.     Where would you go to buy salt, sugar or spaghetti?

6.     Where would you go to buy bread, butter, juice, meat, fish, chocolate together?

     Well, thank you boys and girls.

Next, just imagine and remember: What and how much or how many different food have you got in your refrigerators? Please use the quantifiers: a lot of/ lots of, little/a little, few/ a few. Please use countable and uncountable nouns.

1.     Is there any cheese in your fridge?

2.     Is there any milk there

3.     How much milk is there?

4.     Is there any sausage there?

5.     How much butter is there?

6.     Are there any eggs?

7.     Are there any vegetables?

8.     Is there any fruit?

9.     Is there any jam in your fridge?

10. Is there any soup?

Now look here! You are in our supermarket and you can buy here everything you want. The game is called “Shoppers & Shopkeepers”.

Dialogue 1:

-         Can I help you?

-         Yes please. I’d like to buy a pair of striped trousers.

-         Here’s a nice pair of trousers.

-         But these trousers aren’t striped.

-         There’s no problem. Striped trousers are not popular this year.

-         I know, but I liked striped trousers very much.

 Dialogue 2:

 -         May I help you?

-         Yes please. I’m looking for a comfortable sofa.

-         I think you’ll find this one very comfortable.

-         It’s comfortable but I’m looking for a more comfortable one. Do you have any more in stock?

-         No, I’m afraid not. This is the most comfortable one we have.

-         Oh, well, thanks for your help.

-         Any time.

 Dialogue 3:

-         Can I help you?

-         Yes please. I’m looking for a book.

-         What kind of book?

-         Er.., about animals, I think.

-         I see. What about this one?

-         That looks nice. May I look at it?

-         Yes, sure. Is it all right?

-         No, it’s too boring. Have you got a better one?

-         Yes, we have. Here you are.

-          Oh, yes. It’s great! How much?

-         It costs 5 pounds.

-         It’s not too expensive. I’ll take it.

-         Here you are.

-         Thank you.

 Dialogue 4:

 -I’d like some vegetables, please.

- How much do you want?

- I want a kilo of potatoes, half a kilo of onions, and 2 kilos of tomatoes.

- Here you are.

- How much are they?

- Three pounds forty.

- Thank you.

 Finally,  I would like you to make a conclusion.

 Tell everybody what you know about English nouns. Speak out, please!

 

Мастер-класс  Классный час на тему:

«Пасхальный декор»

Учитель: Трошина Лариса  Николаевна

Цели и задачи:

1.    Знакомство с историей и традициями праздника Пасхи.

2.    Знакомство с образцами и принципами оформления пасхальных

    флористических композиций.

3.    Развитие навыков пользования композиционными приемами.

 

Оформление:  уголок, посвященный      истории праздника Пасхи, его традициям. На одной части доски изображение всевозможных пасхальных композиций. На другой части детские рисунки, посвященные празднованию Пасхи. На учительском столе несколько готовых флористических композиций, детали композиций. На партах учащихся веточки деревьев с распустившимися листьями, заготовки пасхальных яиц, вазы, сизаль.

Ход классного часа

Учитель   Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим классный час «Пасхальный декор».

Пасха – так русские православные христиане называют этот прекрасный, дорогой каждому верующему человеку праздник. Он совпадает и с самым светлым, радостным временем года, когда пробуждается и воскресает природа. О связи этого праздника с пробуждением природы рассказывают  русские писатели и поэты. Например, стихотворение Фофанова «Под напев молитв пасхальных…».

1 ученик    Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса,

Небо блещет, точно море,

Море – точно небеса.

Сосны – в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла.

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком.

Учитель   Что же это за праздник? Сейчас ребята расскажут нам немного об истории Пасхи, ее традициях.

2 ученик   Новозаветная Пасха – Светлое Христово Воскресенье -  получила название Праздник праздников, царь дней или Велик день. Пасха является также самым первым христианским праздником. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее – с уходом евреев из Египта.

Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Страстной. Великий Четверг на этой неделе называют «чистым». В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. Начиная с Чистого Четверга, готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи, пасхальные пряники, которые имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

Учитель  Итак, совсем скоро мы будем праздновать Пасху. Праздничное настроение можно создать, украсив свой дом флористическими композициями с весенними элементами. А что это за элементы, мы сейчас узнаем. И в этом нам помогут учащиеся.

Наш классный час называется «Пасхальный декор». Что обозначает слово «декор»? «Декор» (франц.) – украшение. Главным элементом пасхального декора являются пасхальные яйца.

3 ученик  Пасхальные яйца – это символ плодородия, вечной жизни, начала мироустройства.

В средние века существовала красивая легенда. Мария Магдалина, одна из верных учениц Христа, после Воскресения Христова отправилась странствовать по свету, рассказывая всем о своем учителе, и пришла в Рим к императору Тиберию. Тогда было принято преподносить императору подарки, но у Марии ничего не было, кроме обычного яйца! Она протянула его Тиберию и сказала: «Христос Воскресе!» Тиберий рассмеялся и ответил: «Разве так бывает, чтобы мертвые воскресали? Это так же невозможно, как и то, что это белое яйцо может стать красным». И вдруг… яйцо стало на глазах у всех менять свой цвет и вскоре стало ярко-красным.

Сегодня эту легенду помнят не все, но обычай дарить в светлое Христово Воскресение крашеные яйца сохранился до сих пор.

Учитель     Об этом очень много говорится  в русских народных сказках.

(Инсценировка сказки «Курочка Ряба»)

Учитель  Мы видим, что пасхальные яйца есть во всех наших композициях. Переходим к следующему элементу - пасхальным букетам.

4 ученик  Пасхальные букеты – это целая серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича. Чаще всего он собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами.

(Демонстрация пасхального букета)

Учитель  Узнаем, как сделать следующую композицию, и что собой представляют пасхальные открытки.

5 ученик  Пасхальная горка – специально к Пасхе выращенная зелень из семян злаков, чаще всего – овса. Семена густо намазывали на мокрую ткань и часто поливали. Покрытую травой горку ставили на тарелке, подставке или корзине и обкладывали крашеными яйцами.

(Демонстрация Пасхальной горки)

Пасхальная открытка – поздравительная открытка с пасхальными сюжетами. В России открытки стали печатать только в конце XIX века, поэтому на ранних пасхальных открытках изображались принятые в Западной Европе атрибуты Пасхи, например, зайцы, птицы.

(Открытки на учительском столе)

Учитель   Нам будет интересно узнать, почему заяц, а не другое животное, стал элементом украшения.

6 ученик   Пасхальный заяц – один из обязательных атрибутов Пасхи в странах Западной Европы. Заяц (иногда кролик) появился как символ плодородия. Его присутствие обещает благополучие, хороший урожай и успех в делах. Существует и другое объяснение. Быстрее других бегающий заяц может первым принести людям радостную весть. Эту версию подтверждает и древняя легенда о том, как Луна, пожалев мать, потерявшую сына, послала быстроногого зайца с радостной вестью, что сын воскреснет. Заяц прибежал очень быстро, но по дороге забыл сказанное ему, за что навсегда остался с рассеченной губой.

 Учитель  Посмотрите, птицы – тоже один из самых распространенных элементов украшения в виде фигурок самых разных птиц, а также их гнезд, яиц, перьев. Птица – вестник возрождения природы, символ Духа.

(Демонстрация композиции)

А какие же цветы использовались в композициях?

7 ученик  Цветы Пасхи – это цветы, которые расцветали к этому времени в природе или которые можно было вырастить дома.

В России самыми популярными пасхальными цветами были гиацинты и нарциссы (их называли даже пасхальными лилиями). Пасхальными цветами также считают примулы, одуванчики, мать-и-мачеху – все первые, желтые весенние цветы.

Для украшения Храмов используют гортензию, особенно белую. Популярны также тюльпаны (они по форме напоминают яйца), фиалки, ландыши, подснежники.

(Демонстрация композиции)

Учитель  А мы с вами сделаем пасхальное дерево. Оно может быть любого размера – от маленьких настольных композиций до больших объектов. Работа может выполняться в любом флористическом стиле и из любого материала. Можно украсить дерево пасхальными яйцами, искусственными цветами и плодами.

Мы будем использовать весенний колорит – желтый, зеленый, белый цвета, которые сочетаясь, создадут в доме атмосферу, созвучную этому времени года.

(Выполнение композиции)

Заключение

 Учитель Мы сегодня выполняли пасхальную композицию, пытались создать праздничное настроение и у нас это получилось. А для этого нужно вдохновение. Хочется поздравить наших гостей с наступающим праздником, пожелать им всех земных благ и преподнести скромные подарки.

 

 

Юридический адрес: 143800 Московская область, п. Лотошино, ул. Колхозная, 41.
Контактный e-mail: lotolsoch1@yandex.ru

Хостинг от uCoz